Смешанные и производные бизнес-модели
Статью подготовил Ray
Помимо двух основных моделей В2В и В2С
выделяют еще ряд моделей интернет-бизнеса: С2С, С2В, В2А, С2А и другие.
Кроме того, многие сетевые проекты стремятся использовать несколько
бизнес-моделей одновременно для диверсификации деятельности и
повышения, тем самым, ее устойчивости к колебаниям рынка.
Хорошим примером такой диверсификации
является продажа интернет-магазинами рекламного места на своих сайтах
рекламодателям, работающим в смежных с ними областях бизнеса. Например,
интернет-магазин, торгующий товарами для новобрачных, вполне может
размещать на своем сайте рекламу ресторанов и кафе, организующих
свадебные торжества. В этой ситуации интернет-магазин, работающий на
рынке В2С, продает рекламу юридическим лицам, т. е. выходит на
В2В-рынок.
Модели С2С (сетевые аукционы и торговые
площадки, где физические лица торгуют друг с другом) и С2В (обработка
ценовых заявок, по которым потребители хотели бы приобрести товары и
услуги), по большому счету, являются производными моделями от В2В и
В2С, поскольку оказывают услуги юридическим и физическим лицам. Другое
дело, что услуги эти достаточно специфичны, а организация бизнеса по
модели С2С несколько отличается от организации обычных В2В и
В2С-компаний. Поэтому есть смысл рассмотреть эти модели подробнее.
Модель С2С приписывается практически
исключительно интернет-аукционам, на которых торгуют между собой
физические лица. Сетевые аукционы начали появляться в России в конце
1999 года. Сейчас их насчитывается более десяти. Концепция бизнеса
такого аукциона предусматривает два пути получения доходов: комиссия,
взимаемая с клиентов при совершении сделок купли-продажи, и продажа
рекламы юридическим лицам. Как можно заметить, это смесь моделей В2С и
В2В. При этом в России интернет-аукционы предпочитают не брать с
физических лиц плату за свои услуги, а доходы получать исключительно от
рекламы, т. е. российский вариант С2С это, практически, один к одному
рекламный вариант модели В2В. Есть, правда, и исключения. Например,
аукцион может продавать некоторые рекламные услуги (выделение лота
пользователя цветом или шрифтом и др.) физическим лицам. Тогда в модели
появляется элемент В2С.
Модель С2В в условиях российского рынка не
имеет самостоятельного значения. Ее элементы используются некоторыми
сетевыми каталогами товаров и услуг для расширения сервиса. Идея этой
модели достаточно проста: есть сайт-каталог, на котором большое
количество продавцов (юридических лиц) выставляют свои товары. При этом
физические лица, посетители сайта, могут оставить на нем заявку на
приобретение какого-либо из предлагаемых товаров по цене не выше
такой-то. Заявка доступна всем юридическим лицам, зарегистрированным в
каталоге. Если кто-то из продавцов находит для себя приемлемой
предлагаемую в заявке цену, он связывается через каталог с покупателем,
и они совершают сделку купли-продажи. Модель В2А
(business-to-administration) - бизнес, оперирующий сделками между
частными компаниями и правительственными организациями
(администрацией). Эта модель в России существует только теоретически. В
США уже сделаны первые шаги к ее практической реализации: информация о
некоторых планируемых правительством коммерческих операциях (закупках,
заказах и т. п.) публикуется в Интернете. При этом через Интернет
принимаются заявки от всех компаний, желающих принять участие в этих
операциях. По сути, правительство проводит online-тендер. Модель С2А
(consumer-to-administration) - бизнес, построенный на организации
взаимоотношений физических лиц и государственных служб. Эта модель
носит еще более теоретический характер, чем В2А. Считается, что с
использованием Интернета можно будет расширить взаимодействие между
гражданами и администрацией в области социального обеспечения. Одним из
шагов в этом направлении является намечающаяся тенденция к созданию
Web-сайтов всех органов власти в России.
Посетите пожалуйста торгово-информационную
систему webshops.ru
По материалам книги Костяев Р. А. "Бизнес в Интернете: финансы,
маркетинг, планирование."
|